Скончался известный сторонник русского национализма Александр Салагаев

18 июля 2014 года в 5-ть утра скончался общественный деятель, сторонник русского национального движения Татарстана, президент Общества русской культуры Республики Татарстан, доктор социологических наук, профессор Александр Леонидович Салагаев (род. в 1952 г.). На протяжении всего постсоветского времени именно он последовательно отстаивал права русских в Татарстане в условиях этнократического режима в регионе, защищал право русских детей изучать свой родной русский язык в школах Татарстана в полном объеме, как и по всей России, твердо и упорно стоял на том, что Татарстан - это часть России, а не отдельное государство, выступал в защиту православия перед угрозой ваххабизации Татарстана.

Свою научную деятельность Александр Салагаев начал после окончания Казанского государственного университета (КГУ), где он закончил историко-филологический факультет в 1975 году. Он работает младшим научным сотрудником, ассистентом в Казанском авиационном институте на кафедре (ныне кафедра социологии, политологии и менеджмента) с 1975 по 1979 годы. В 1979 году поступает в аспирантуру в родной КГУ, завершает ее в 1981 году. Защищает кандидатскую диссертацию по философии «Авторитет руководителя в управлении производственной деятельностью при социализме» (1987). С 1981 по 1986 годы работает ассистентом, потом старшим преподавателем на кафедре научного коммунизма (сейчас кафедра политологии) КГУ. С 1986 года по 1994 годы прошел путь от старшего научного сотрудника до заведующего социологической лабораторией КГУ. В 1994-2002 гг. он работает доцентом кафедры государственного управления, истории и социологии Казанского государственного технологического университета. В 1992 году он создал и возглавил частный Центр аналитических исследований и разработок, ставший известной исследовательской организацией, занимающейся прикладной социологией и маркетингом в регионе. В том же году защитил докторскую диссертацию по социологии на тему «Подростково-молодежное территориальное сообщество делинквентной направленности как объект теоретического исследования» в Санкт-Петербурге. Это была первая докторская диссертация, защищенная в России по молодежным уличным группировкам. Теме девиантного поведения, преступности, криминогенности молодежи Салагаев посвятит свою научно-исследовательскую жизнь. В 2002 году получает звание профессора, продолжил работать в КГТУ. В 2006 году Александр Салагаев создал и возглавил кафедру социальной и политической конфликтологии в Казанском государственном технологическом университете.

Общественно-политическая деятельность Александра Салагаева началась в 1990 году, когда он был избран депутатом Казанского городского совета, в котором он возглавлял Комиссию по делам молодежи и спорта (в горсовете он пробудет до 1995 года). В 1993 году в условиях бурного всплеска татарского национал-сепаратизма на фоне проведения референдума о самоопределении (читай – об отделении) Татарстана как субъекта международного права Александр Леонидович совместно с обеспокоенной русской общественностью создает и возглавит Общество русской культуры Республики Татарстан – на протяжении практически всего постсоветского двадцатилетия единственная русская национальная организация в Татарстане. В 2006-2009 гг. Салагаев – член Общественной палаты Республики Татарстан. Он входил в экспертно-консультационный совета по профилактике наркомании при Совете Безопасности Республики Татарстан, был членом Совета по реализации антикоррупционной политики при Президенте Татарстана (два года назад его оттуда вывели за резкую критику того, что в Татарстане порой видишь имитацию борьбы с коррупцией), Международного социологического общества, Европейского общества криминологов, экспертом ООН.

Научные изыскания Александра Леонидовича были в области социологии молодежи, конкретно он исследовал молодежные уличные группировки, преступность, этнорелигиозные конфликты в России.

Салагаев своей гражданской позицией был крайне неудобной фигурой в Татарстане, особенно в том плане, что он последовательно отстаивал равноправие русских с татарами. В условиях этнократической системы в Татарстане это было мужеством. Именно Салагаевым поднимались такие важные проблемы для положения русских в этой национальной республике как должное этническое представительство в органах власти, право русских детей изучать родной для них русский язык в полном объеме точно также, как и по всей России, возглавляемое им Общество русской культуры Татарстана твердо и упорно стояло и всегда напоминало тем, кто это в Казани забывал, что Татарстан - это часть России, а не отдельное государство, выступал в защиту православия перед угрозой ваххабизации Татарстана, которая сегодня уже ни у кого из серьезных экспертов не вызывает сомнения. Отстаивать права русских в Татарстане – это смелость. И Александр Леонидович этого не боялся.

В условиях усиления террористической угрозы в Татарстане, когда ваххабиты начали массово поджигать церкви, Салагаев встал на защиту православия, и тогда русские и кряшены (самобытный православный тюркский этнос, который идеологи Казанского Кремля пытаются записать в татары) вместе стали бить тревогу, проблему заметили в Москве. Только после этого местные власти в Татарстане начали исправлять ситуацию, обратили внимание на положение православия в регионе, приняли определенные меры. Хотя Салагаев еще в 1990-е годы подымал такие, на первый взгляд, культурного характера, но на практике в условиях Татарстана политические вопросы как восстановление монастырей, реституция церковной собственности, возрождение православного острова-града Свияжска, в местной митрополии его не жаловали.

Но не только местные татарские национал-сепаратисты недолюбливали Салагаева. Чиновники Казанского Кремля также не жаловали его. Самое отвратительное, что больше всего доставалось Салагаеву от русских по национальности чиновников Казанского Кремля, которых он метко называл «бывшие русские». «Эти лакеи местной этнократии порой делали гораздо больше вреда в деле решения «русского вопроса» в Татарстане, чем пользы», - отмечал профессор, добавляя, что русские в органах власти этой национальной республики порой становятся куда большими татарскими националистами, чем даже сами некоторые чересчур национально озабоченные татары.

В последний год жизни Александр Леонидович много болел (у него был рак), но он шел на поправку после операции, был полон сил, хотел написать мемуары, частями стал публиковать их в Интернете.

В последние годы против ученого началась откровенная травля со стороны Казанского Кремля. И делали это, похоже, что те самые «бывшие русские».

В 2010 году был создан Казанский межрегиональный центр экспертиз во главе с этнологом Вадимом Козловым. В задачи этой организации входит написание заказных экспертиз на материалы, которые необходимо признать экстремистскими. В октябре 2013 года Центр по противодействию экстремизму МВД по Татарстану обратился в этот Казанский межрегиональный центр экспертиз, чтобы он составил экспертизу на подписанное Александром Салагаевым заявление Общества русской культуры Татарстана по поводу изнасилования и жестокого убийства в Набережных Челнах 8-летней Василисы Галицыной (насильником и убийцей был мигрант из Узбекистана, педофил Фарух Ташбаев). В нем, в частности, говорилось, что «миллионы нелегальных мигрантов, наводнивших нашу страну, являются мощным криминогенным фактором». Экспертиза была наскоро подготовлена с обвинительным вердиктом. В результате заместитель прокурора Татарстана Фарит Загидуллин отменил прежнее решение Следственного управления Следственного комитета по Татарстану об отказе в возбуждении уголовного дела по 282-й статье УК РФ, которое было принято по русскому профессору. Салагаев (напомню, он - специалист по социологии преступности, девиантного поведения, является членом Европейского общества криминологов) задался целью оспорить это абсурдное экспертное заключение в суде. Показательно, что повестки следователя доставляли в приемную ректора КГТУ, ставя под удар репутацию ученого, как его, едва вышедшего из больницы после серьезной операции, вызывали на допрос. Заседание по делу Салагаева было назначено на 21 июля 2014 года, понедельник, в 15:00. Тем более, что сейчас мне известно, что тот же самый Казанский межрегиональный центр экспертиз подготовил экспертизу на интервью 76-летнего национального идеолога кряшен Аркадия Фокина, в котором он выступил за национальное самоопределение кряшен и сказал, что сохранение их как самостоятельного тюркоязычного этноса возможно в лоне православия. Естественно, 76-летнего пенсионера Фокина то же объявили экстремистом, и в прошлую субботу я давал свидетельские показания в его защиту в Центре по противодействию экспертиз МВД по Татарстану, где на допросе подтвердил абсолютную некомпетентность Казанского межрегионального центра экспертиз и политический заказ преследований православного общественного деятеля. Получается, что экстремизмом в Татарстане теперь объявляют нежелание видеть незаконных мигрантов из числа педофилов и детоубийц в России и тех, кто выступает за то, чтобы кряшены оставались в лоне православия.

Но главная цель подобных преследований – психологически измотать человека, духовно сломать, фактически довести до могилы. Не зря девизом Александра Салагаева были знаменитые слова Джорджа Оруэлла: «Во времена всеобщей лжи говорить правду – это экстремизм».

Источник: АПН.ру

 

ПУБЛИКАТОР

Другие публикации

.

Top